2 авг. 2011 г.

Ильин день

 Поселяне свои наблюдения об этом дне сохранили в поговорках: на Илью до обеда лето, а после обеда осень.—На Ильин день и камень прозябает.—До   Ильина   дни   под   кустом   сушит,   а после Ильина дни и на кусте не сохнет.—Илья пророк три  часа  уволок.—До Ильина дня сено сметать, пуд меду в него накласть.—Богат, как Ильинской сот.—Ильинская соломка — деревенская перинка.— Новый хлеб на Ильин день.—Знать осень на Ильин день по снопам.—До Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается.— То и веселье Ильинским ребятам, что новый хлеб.— У мужика та обнова на Ильин день, что новинкой сыт.— Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом.
 В этот день на Руси совершаются многие местные обряды. В Тульской губернии, в Шенкурском и Вельском округах пекут из новой ржи хлеб и приносят для благословения в церковь. В старину без благословения священника никто не дотрагивался до новины. В Новгородской  и  Тульской  губерниях  поселяне  устраивают себе постели из новой соломы, о которой они говорят: «Ильинская соломка — деревенская перинка». Пчельники на этот день осматривают свои ульи и запродают прасолам соты. 
 От этого взошло у них в поговорку про богатых пчельников  говорить:   «Богат как Ильинский сот». К Ильину дню стараются скошенное сено высушить и убрать в стоги.  Здесь, де, говорят поселяне, сладимая   яства  в   цветах  для  скотинки.   И  о  таком душистом сене в Костромской и Владимирской губерниях говорят: «До Ильина дни сено сметать, пуд меду на него накласть».  Из мирских складчин устраивают на Ильин день обеды. Так видел Лепехин в селе Обыченском,  Пермской  губернии,  что  поселяне на мирскую складчину  приводили  с собою быка, другие теленка, убивали  их  и  съедали  всею  деревнею.  В  старину  в Тульской   губернии   на  мирскую   складчину  поселяне пекли новый хлеб и раздавали нищей братии от всей деревни.   
 По   наблюдениям   поселян,   с   Ильина   дня начинается   осень,   появляются   холодные   утренники. Отчего у них взошло в поговорку:  «на Ильин день и камень прозябает». С этого дня они перестают купаться. Старинные наши охотники выезжали в сей день с собаками в отъезжее поле травить волков. У них была своя примета: если они затравят тогда зверя, то весь год  будут  счастливы.   Поселяне  уверены,   что  волки выходят из  своих  нор  после  покосов;  а до тех  пор будто никто не может открыть волчьих выходов.
 Суеверные наши поселяне уверены, что в сей день звери и гады выходят из своих нор и бродят по лугам и лесам. Скотина, выпущенная на луг, бывает растерзана зверями или ужалена змеями. Они думают, что нечистые духи поселяются тогда в зверей и гадов, мстят домашнему скоту и людям и что только один гром в состоянии разогнать этих врагов. Бесстрашные знахари, не смотря на все опасности, отваживаются сбирать имей и вытаивать из них сало на свечи. Поселяне уверены, что в руках знахаря змеиные свечи производят непостижимые чудеса. Другие отгоняют от себя кошек и собак. Недоверчивость поселян и в них находит своих врагов. По замечаниям ворожеек, дождь, собранный на Ильин день, избавляет от очного призора и всякой вражей силы. В старину в засеках Тульской губернии поселяне отыскивают пни старых дубов, при которых вытекали бы ключи. С мелких дубов они сдирали кору, вымачивали ее в i ночах, а потом привешивали себе на ладонки — в предохранение от зубной боли.

Комментариев нет: