Первая боевая подводная лодка в России с названием “Дельфин" была построена в 1904 г. в Петербурге на Балтийском заводе. Проектировал ее выдающийся ученый-кораблестроитель И.Г. Бубнов в соавторстве с капитаном 1-го ранга М.Н. Беклемишевым и инженер-механиком И.С. Горюновым.
Первая подводная лодка "Дельфин" в море 1903
Постройка и испытания подводной лодки "Дельфин" заняли два года. Испытания начались в июне 1903 г., в это время было сделано сделано несколько выходов в море. Лодка устойчиво плавала в надводном и подводном положениях. Двигатели лодки: бензиновый мотор и электродвигатель-генератор.
Создатели первой подводной лодки "Дельфин"
Лодка “Дельфин” по своим тактико-техническим характеристикам превосходила подводную лодку, построенную в это же время фирмой "Фултон" в США . “Дельфин” имел водоизмещение 113/135,5 т и мог погружаться на глубину 55 м, скорость надводного хода 9,0 узла и дальность плавания 243 мили. Скорость подводного хода (от электромотора) 4,5 узла при дальности плавания 28 миль. Из вооружения "Дельфин" имел два торпедных аппарата с двумя торпедами калибра 450 мм. Экипаж составляли два офицера и 20 матросов.
Подводную лодку "Дельфин" приняли в строй 13 июня 1904 г. Она несла службу как учебный корабль на Тихом океане. В Русско-Японской войне участия лодка не принимала, но само наличие в этом районе "Дельфина" и еще десятка русских подводных лодок удерживало японцев от удара по Владивостоку. Историки считают, что именно благодаря этому за все 15 месяцев войны Владивосток ни разу серьезно не пострадал.
В 1916 году лодка по железной дороге была переправлена в Архангельск, в результате сильного шторма в сентябре 1917 года сильно пострадала и затонула.
Было принято решение лодку не поднимать. После окончания гражданской войны подводник Л.А.Белецкий обследовал Мурманский порт и написал рапорт с просьбой увековечить память "Дельфина": "…крайне желательно…дедушку русского подводного флота спасти от разрушения и хранить с почётом, как хранят в Киле немцы первую лодку своего знаменитого изобретателя Бауэра". Ответ, полученный феврале 1921 года очень примечателен и напоминает что-то из времени нынешнего:
наркомвоенмор Лев Давыдович Троцкий (Лейба Бронштейн)
"…подлодка "Дельфин" уже продана Латвии и в введении Моркома не находится, интерес к ней, как к историческому памятнику отходит на второй план под давлением более важных… боевых интересов, экономического кризиса и расстройства транспорта…".
Вот так печально закончилась история первой подводной лодки России...
Подводные силы Военно-морского флота современной России насчитывают на сегодняшний день порядка 60 субмарин, относящиеся к оружию третьего поколения.
Основу группировки морских стратегических ядерных сил (МСЯС) составляют подводные лодки проекта 667 БДРМ и 667 БДР (по классификации НАТО "Дельта-IV" и "Дельта-III"), которые входят в состав Северного и Тихоокеанского флотов. "Остаются в строю и самые большие в мире атомные подводные ракетоносцы проекта 941 "Акула" (по классификации НАТО "Тайфун")"
Одна субмарина этого проекта "Дмитрий Донской" модернизирована на заводе "Севмаш" под испытания новейшей баллистической ракеты морского базирования "Булава-М".
Одна субмарина этого проекта "Дмитрий Донской" модернизирована на заводе "Севмаш" под испытания новейшей баллистической ракеты морского базирования "Булава-М".
Комментариев нет:
Отправить комментарий