17 мар. 2010 г.

Прощание с Матёрой


Валентин Распутин. Прощание с Матерой
И  опять наступила весна, своя в своем нескончаемом  ряду, но последняя для Матеры, для острова и деревни, носящих одно название. Опять с грохотом и страстью  пронесло  лед, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобожденнo открылась,  вытянувшись  в  могучую  сверкающую течь. Опять на верхнем  мысу бойко зашумела вода, скатываясь  по релке на две стороны; опять  запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и  любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся  лягушки. Все это бывало много раз, и много раз  Матера была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперед каждого дня.

Для строительства новой ГЭС островная деревня Матера должна быть затоплена. Немногочисленные ее обитатели готовятся к переселению. Умирающая мать зовет к себе детей. Все, каждый по-своему, прощаются с родными местами...
Раннее утро. Туманная долина. По бесконечной водной глади плывет лодка.


Она везет палачей. Это бригада рабочих, которые должны подготовить к затоплению целый остров, на котором стоит деревня.


Съемки фильма о деревенской Атлантиде «Матёра» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». должны были проходить на озере Селигер, и в начале июня 1979 года туда была запланирована киноэкспедиция..
Ранним утром 2 июля 1979 года киносъёмочная «Волга»-пикап на пустынном шоссе по неустановленной причине вышла на полосу встречного движения и врезалась в мчавшийся навстречу грузовик. На 137-м километре Ленинградского шоссе в сторону Калинина, близ поселка Редкино, оборвалась жизнь Ларисы Шепитько и членов съёмочной группы (в машине находились также оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко и их ассистенты).
Работу над фильмом «Матёра» завершил муж Ларисы Шепитько, кинорежиссёр Элем Климов, назвавший картину «Прощание» ( Он также снял о ней документальный фильм «Лариса» (1980), смонтированный из фрагментов её фильмов и интервью с её коллегами.
Обладающий резко выраженным индивидуальным стилем, Климов, конечно, снял этот фильм по-своему, привнеся элементы горького символико-сатирического звучания.
На самом исходе застойного времени картина прозвучала реквиемом не только по исчезающей родине, но и по уходящее в прошлое эпохе. Тем не менее, даже у партийных чиновников того времени не хватило духу положить его на полку – поэтому фильм все-таки вышел в прокат, но ограниченным тиражом.
---------------------------------------------
Из отзывов
Майкл  (пенза)  Государство всегда убивает то, что ему не выгодно. А сейчас выгодно стереть с лица земли русской воспоминание о корнях объединивших сотни народов под одной крышей России, так как правительство нашего государства полностью находится под властью мирового конклава который сейчас распределяет мировые роли ( кому что сеять, кому что добывать, кому где воевать, кому где умирать)
----------------------------------------------------
Таня (горд не указан) Фильм откровение!
Незабывающий!
Что может быть чудовищней потери родного дома,где прошла вся жизнь!Здесь люди теряют всю деревню.Вот когда наше государство начало убивать деревню...
----------------------------------------------------
Фриценятка (город не указан) Таня, ну скажем так, наше государство стало убивать деревню гораздо раньше и этот процесс продолжается и сегодня. А что касается фильма, то главная его идея в том, что прошлое не балласт, а фундамент сегодняшнего дня без которого не устоит здание, ни дня сегодняшнего, ни будущего. Еще лучше и яснее сказала героиня Станюты - Дарья: "Нет памяти - нет и жизни!"
Фильм замечательный , а еще лучше почитать повесть Распутина "Прощание с Матерой"
К сожалению книги его сегодня не актуальны 

Прощание
Лариса

Комментариев нет: