19 авг. 2012 г.

Легендарная "Татра 87"

«Татра» ...Автомобили этой марки всегда привлекали конструкторов, водителей, да и просто любителей автомобильной техники не только чисто внешней необычностью, но и конструктивными новинками, на которые всегда был так щедр чехословацкий завод в городе Копршивнице. Именно это предприятие стало и пионером серийного производства легковых автомобилей с обтекаемым кузовом, задним расположением силового агрегата, независимой подвеской всех колес и воздушным охлаждением двигателя.

Проектирование и постройка опытных «татр» такой компоновки велись в обстановке строжайшей секретности. Главный конструктор завода Г. Ледвинка и ведущий конструктор новой модели А. Юбельаккер прекрасно знали, что многие фирмы проявляют интерес к аэродинамическим кузовам. Опытные образцы обтекаемых легковых автомобилей в 1931—1932 годах построили заводы «Виков» и «Шкода» в Чехословакии, «Майбах» в Германии, «Вуазен» во Франции, «Крайслер» в США, а самые первые экспериментальные автомобили «Дикси» и «Ауди» с такими кузовами экспонировались в 1923 году на Берлинской автомобильной выставке.

 
Шестого марта 1934 года представители «Татры» пригласили журналистов на шоссе, ведущее из Праги в Карловы Вары, чтобы впервые показать новинку — аэродинамическую модель «77».
 
Низкая машина с длинным килеватым хвостом производила странное впечатление. Без подножек, с утопленными в кузов дверными ручками и фарами. Очень короткий капот без привычного радиатора; сразу же после задней кромки переднего крыла — дверной проем; решетчатые воздухозаборники на месте задних боковых окон. В кузове отсутствовал привычный туннель карданного вала и «нарост» над коробкой передач; в широком салоне на двух сиденьях без труда размещались шесть человек.
Место, которое традиционно принадлежало двигателю, занимали бензобак, аккумуляторы, запасное колесо. А сам мотор, объединенный в один блок с четырехступенчатой коробкой передач и главной передачей, висел позади ведущих задних колес.
В 1937 году на смену модели «77А» пришла «87» (семерку сохранили в обозначении модели как «счастливую» цифру) с цельнометаллическим несущим кузовом, новым двигателем и множеством усовершенствований. Эта машина впервые была показана осенью 1937 года на автомобильной выставке в Праге. Двигатель по-прежнему был восьмицилиндровым, V-образным, с воздушным охлаждением. Но на этом его сходство с предшественником кончалось. Он получил алюминиевые головки с полусферической (как у гоночных автомобилей) камерой сгорания и распределительным валом, приводимым цепью. Отдельные чугунные цилиндры имели точеные ребра, за счет чего не только улучшалось охлаждение, но и снижалась масса. Два центробежных вентилятора подавали воздух к цилиндрам, а установленный в передней части машины масляный радиатор обеспечивал дополнительное охлаждение двигателя. Отлитый из магниевого сплава картер тоже в немалой степени способствовал снижению общей массы.
 
Все это было очень существенно для «Татры». На задние колеса у машин с подобной компоновкой приходится значительная часть (около 65—67%) полной массы. На мокрой или обледенелой дороге автомобиль с такой чрезмерной нагрузкой ведущих колес склонен к заносу. Чтобы уменьшить этот фактор, целесообразно снизить массу самого тяжелого агрегата — двигателя и обеспечить оптимальные показатели управляемости за счет соответствующего выбора кинематики и характеристик подвески. «Татра-77» при движении на поворотах имела склонность к так называемой избыточной поворачиваемости — нежелательная «манера поведения». Естественно, чтобы ее улучшить, подвески «Татры-87» претерпели значительные изменения.
Подвеска передних колес по схеме «качающихся полуосей» С поперечной рессорой уступила место двум расположенным одна над другой поперечным рессорам, концы которых одновременно играли роль поперечных рычагов. Сзади же взамен одной поперечной рессоры над «качающимися полуосями» Ледвинка поставил две расположенные под углом к продольной оси машины рессоры. Один конец каждой из них был связан с полуосью, а другой «защемлен» в основании кузова. Кинематика же новой независимой задней подвески была выбрана так, что при движении на повороте наружное заднее колесо под действием нагрузки (а она пропорциональна центробежной силе) поворачивается в направлении движения машины, как бы упираясь боком в дорогу и оказывая таким образом дополнительное сопротивление возможному заносу. С этой же целью заводская инструкция рекомендовала поддерживать в шинах передних колес давление 1,2 атм, а в задних — целых 2,0 атм



Шестого мая 1945 года советские войска освободили Копршивнице. Завод возобновил выпуск легковых машин — до конца года он изготовил 45 «Татр-87». Один из этих автомобилей был подарен 20 августа 1945 года Советскому правительству делегацией профсоюза рабочих автомобильной промышленности Чехословакии.
Широкую известность машинам с маркой «Татра» и продукции предприятия, ставшего собственностью народа, принес в 1947 году пробег по Африке и Америке. В нем «Татра-87» показала высокую надежность и выносливость. Вообще она зарекомендовала себя на редкость долговечной. По данным московского клуба «Следопыты автомотостарины», в СССР «на ходу» около двух десятков «татр» модели «87».
 В 1948 году машина получила новые передние крылья, иное оформление передней части кузова. Теперь все три фары были полностью утоплены в кузове, изменился бампер, утративший «клыки». Позже небольшое количество автомобилей этой модели, изготовленных для правительственных учреждений, получило измененное оформление хвостовой части, широкие бамперы и декоративную накладку на боковине кузова.
Если устроить хит парад самых противоречивых авто - чехословацкая Tatra 87 была бы в лидерах. У этого автомобиля много поклонников и не меньше ненавистников, ведь ее внешний вид и конструкция, мягко говоря, странные, но безразличным она не оставит никого! Ну разве того кто о ней не знает ничего… и не видел никогда…



Комментариев нет: